Яркие, красивые флаги на яхте – предмет гордости яхтсмена и восхищения гостей судна. По корабельной традиции, флаги размещают не в случайном порядке, а в соответствии с правилами морского этикета и семафорного языка, который и сейчас остается основным способом коммуникации судов на большой воде.
Какие бывают флаги на яхте
Все корабельные флаги можно разделить на три категории:
- Флаг судна. Если яхта не зарегистрирована в яхт-клубе и не принадлежит к военному флоту, для нее в этом качестве будет выступать государственный флаг. Обратите внимание: для этих целей используется флаг государства регистрации яхты, а не национальный флаг по гражданству владельца судна. Нередко страна проживания судовладельца и страна регистрации корабля различаются – это делается как для лучших налоговых вычетов, так и из эстетических соображений.
- Сигнальные флаги. Комплектация яхты будет неполной без сигнальных флагов международного свода; для внутренних вод в некоторых странах активно используется местная семафорная азбука.
- Призовые и «фантастические» флаги. Объединяет их то, что они не являются частью морского языка, поэтому недопустимы при серьезных походах.
На яхтах обычно не используют призовые флаги – по крайней мере, их не поднимают и под ними не ходят. Если вы победили в гонке и гордитесь своим достижением, поздравительный флаг будет уместно повесить на стену как победный вымпел. Под флагами выдуманных государств или шутливыми флагами (а-ля пираты) на яхтах также не ходят, поэтому обычно вы увидите только два вида флагов.
Любой корабль чаще всего укомплектован двадцатью флагами: 19 обязательных сигнальных флажков и собственный флаг судна. Одновременно все 20 флажков можно увидеть по случаю праздника или на морском параде. В остальное время все флаги, включая государственный, используются в коммуникативных целях.
Как выбрать флаг для яхты
Вышеупомянутые виды флагов на яхте могут незначительно различаться в зависимости от региона плавания и формальных норм государства. Так, разнятся требования к флагу судна: некоторые страны разрешают ходить под государственным флагом во внутренних водах, другие – в том числе, Россия – относятся к таким маневрам настороженно.
При отсутствии явных предпочтений рекомендуется выбирать любой флаг, который подходит к общему облику корабля и приятен лично вам с эстетической точки зрения. В последние годы такой практики придерживаются даже известные яхтсмены, это не считается нарушением или несоблюдением морского этикета. Главное – чтобы зона регистрации соответствовала флагу. При этом налоговые нормы другого государства будут действовать для вас только в случае продажи яхты; на время владения и эксплуатации вы продолжаете платить налоги по правилам своего государства.
Для членов яхт-клубов проблема выбора решается сама собой: они могут ходить под уникальным флагом клуба. Более того, в большинстве клубов хождение под клубным флагом предписано уставом. Некоторые страны разрешают яхт-клубам использовать флаги, похожие на государственную военную символику, или ходить под специальной формой военного флага. Иногда такая возможность становится чуть ли не основной причиной вступления в клуб.
Флаговый этикет на яхте
Главный яхтенный флаг, который используется для приветствий и морской идентификации – национальный. При выходе в море его поднимают на топ ближайшей к корме мачте, подтягивая под самый клотик флагштока. Морским этикетом не возбраняется поднимать другие флаги на том же фале, но они должны оставаться ниже национального флага.
В море предписывается держать флаг судна поднятым весь день с 8:00 утра до захода солнца. Исключение – ненастная погода: шторм, сильные порывы ветра. При этом военные суда несут флаг постоянно, а встречные корабли, в том числе малые яхты, обязаны незамедлительно салютовать флагом при встрече на открытом водном пространстве.
Ночью флаг судна обычно не поднимается, однако предписано держать его высоко при входе на рейд – также по причине контакта с пограничными или военными кораблями.
Этикет клубных и чужих национальных флагов
Хотя соблюдение расположения флагов на яхте никем не контролируется, яхтенный этикет лучше соблюдать даже на прокатном судне. Это демонстрирует знание морских правил, уважение к собственному государству, яхт-клубу и встречным судам.
В последние годы хорошим тоном считается нести одновременно все флаги, которые дают информацию о вас, с некоторыми исключениями. Так, недопустимы клубные вымпелы, которые легко издалека принять за флаг другого государства. При этом соблюдается жесткая иерархия. Возможное положение флагов:
- Выше всех – ваш национальный флаг, поднимается на кормовом флагштоке.
- Ниже на топе мачты – вымпел клуба, который будет подниматься отдельно.
- Национальный флаг территориальных вод – необходим, если вы путешествуете в водах другого государства.
- Вымпел ассоциации своего класса – обычно поднимается под левой краспицей.
- Другие флаги организаций и яхт-клубов, в которых вы состоите.
Идентификационные флаги приспускаются в случае траура до половины, при этом государственный флаг остается выше остальных.
Яхтенные приветствия
Суда приветствуют друг друга независимо от габаритов: большой военный крейсер будет отвечать маленькой яхте на приветствие так же, как и теплоходу. Чтобы поприветствовать судно, нужно отдать салют – приспустить флаг до середины, не доходя до траверза. После прохождения траверза флаг возвращают наверх.
Морской этикет не требует дополнительных действий для приветствия: команда остается на местах и занимается своими делами. Исключение – торжественные приветствия, когда при салютовании команда выстраивается на правом борту. Так отдают честь высшим чинам, судам-героям, знаменитым людям.
Во внутренних водных путях в России салютовать не принято, так как движение флага сверху вниз равнозначно сигналу SOS. Чтобы поздороваться с российским судном во внутренних водах, капитану достаточно поднять руку или приложить ее к козырьку. Также здороваются в море, когда салютовать флагом невозможно по техническим причинам.