Невская флотилия: краткая история и забавные факты

Невская флотилия появилась на свет в 1718 году, ее создателем стал Петр I. Главной задачей флотилии являлось обучение искусству мореплавания. У флотилии были собственный флаг и устав, который разработал лично Петр Великий.

Идея создания организации пришла в голову последнему русскому царю еще в 1716 году. Именно в этот период в Петербурге началось масштабное строительство маломерных судов, всего тогда было построено 141 судно. Просуществовала Невская флотилия вплоть до смерти Петра I.

Невская флотилия – первый русский яхт-клуб

Всем известна любовь Петра Великого к мореплаванию, он считал своей обязанностью приобщить к этому занятию и рядовых граждан, не имеющих к морю никакого отношения. Чтобы воплотить задуманное, в 1718 году и была создана Невская флотилия, которую можно назвать первым русским яхт-клубом.

В состав флотилии вошли яхты, верейки и буеры. Все они раздавались членам клуба на безвозмездной основе. Кому-то досталось только одно судно, а кому-то несколько, членами Невской флотилии стали знатные и богатые люди. Большая часть из них была приближена к царской семье, а все суда считались потомственными и могли передаваться по наследству.

Стоит отметить, что состоять в членах Невской флотилии было очень непросто, это накладывало на ее участников определенные обязательства. Например, все должны были собираться у Троицкой площади на обучение, пропускать которое категорически запрещалось. О начале сборов свидетельствовал пушечный выстрел и поднятие флагов в определенных частях набережной Невы.

У Невской флотилии был свой адмирал – Иван Потемкин. В его обязанности входило руководство флотилией, также он должен был вести документацию и тщательно следить за посещаемостью мероприятий. Если член флотилии не являлся в нужное время, на него накладывалось наказание в виде штрафа. Конечно, столь строгие меры были характерны для Петра I.

Выход Невского флота на воду был исключительным событием, привлекающим сотни зевак. Многие из членов для собственного увеселения брали на борт музыкантов, а все действие сопровождалось пушечной стрельбой. Судна, украшенные флагами и другими атрибутами Невского флота, обычно отправлялись в сторону острова Котлин или в Екатерингоф.

Суда Невской флотилии принимали участие практически во всех масштабных мероприятиях, проходящих в те времена в Санкт-Петербурге. Несмотря на всю праздность подобных событий, их главной задачей было обучение молодежи. По задумке Петра I будущие мореплаватели должны были способствовать развитию морской торговли.

У Невской флотилии не было фактически обозначенного места расположения, а участие в ней было принудительным. Тем не менее, это один из самых масштабных яхт-клубов того времени. До Невской флотилии подобных организаций на территории российского государства не было.

Интересные факты о первом яхт-клубе

  • Постройка Невского флота считается одной из самых масштабных. Для этой цели из казны государства было выделено более 125 тысяч рублей и за относительно короткий срок было построено 10 яхт, 21 баржа, 14 вереек и множество других маломерных судов.
  • Участниками флотилии могли стать только богатые и знатные люди. Содержание яхты было крайне затратным удовольствием.
  • Участники флотилии могли пропускать не больше двух мероприятий в месяц и только по крайне уважительным причинам.
  • Обучение участников флотилии в «полевых» условиях занимало от 2 до 4 часов. Многое зависело от времени года и погодных условий.
  • Три раза в год все суда флотилии тщательно осматривались командующим. Масштабный смотр проходил в мае, июле и октябре.
  • Ответственность за содержание судов лежала на тех членах флотилии, за которыми они были закреплены. Если в ходе проверки на судне обнаруживались неисправности, владелец должен был устранить их за свой счет. Кроме того, на него накладывался большой штраф, «чтобы в дальнейшем лучше смотрел за имуществом».

Попытка возрождения Невской флотилии

До 1731 года, после смерти Петра I, суда флотилии больше не выходили на воду, учения прекратились. Многие считали, что организация закрылась навсегда. Хотя официального указа об упразднении Невского флота так и не было создано.

Первые попытки возродить флотилию принадлежали Анне Иоанновне, а затем и Елизавете Петровне. Однако они не увенчались успехом. В 1895 году за возрождение флотилии взялся император Николай II. Он начал с переименования организации, таким образом флотилия превратилась в Невский яхт-клуб.

В итоге, изменилась и цель флотилии — теперь задачей организации стало развитие парусного спорта на территории государства. Более того, яхт-клуб нередко проводил и научные экспедиции. Несмотря на ответственный подход и финансовую поддержку государства, бывшая Невская флотилия быстро утратила свою популярность.

Дело в том, что яхты XIX-XX веков очень сильно отличались от современных моделей. Они были достаточно большими и сложными в управлении. Чтобы справиться с яхтой, требовалась целая команда опытных мореплавателей, а обслуживание такого судна было не по карману даже очень состоятельным людям. В связи с этим стать участниками яхт-клуба могли только очень богатые предприниматели, имеющие миллионные капиталы.

После революции и смерти императора Невская флотилия снова была закрыта. Чуть позже ее открыли в составе 81 спортивного клуба ВМФ. Организация просуществовала до 2009 года, после чего была признана нерентабельной, так как требовала слишком больших финансовых вложений. 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *