Судовые роли: кто за что отвечает

Экипаж – слово емкое, конечно, но кто точно знает, сколько человек в него входит? Кто именно должен в нем быть обязательно, а без кого и обойтись можно? Вопросов много. Попробуем последовательно ответить на все. 

Начнем с простого – сколько человек должно быть в экипаже яхты? Однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Да-да, именно так, в зависимости от типа яхты, от длительности путешествия, даже от назначения маршрута варьируется количество членов экипажа. Все мы не раз слышали об одиночных кругосветных путешествиях, то есть минимальное количество членов экипажа – один. Максимальное же число членов экипажа, пожалуй, можно обнаружить на какой-нибудь суперъяхте, отправившейся в коммерческий круиз. 

Если брать наиболее распространенный вариант экипажа, то это капитан и матрос. Если мы рассматриваем вариант аренды яхты, то прибавится еще стюард. К слову, если речь не идет о круизном лайнере, то понятие “пассажир” в парусных путешествиях неактуально. Каждый, кто находится на борту, обременен своим набором обязанностей, таков закон моря. 

Самый главный человек на судне – капитан. Даже если вы платите ему деньги, слушаться его вы обязаны, это просто-напросто в ваших же интересах. Капитан несет ответственность буквально за все и всех – за яхту, за порядок на борту, за экипаж, за пассажиров. Поэтому капитаном может стать далеко не любой человек. Помимо профессиональных качеств, глава судна должен обладать определенными личными качествами – умением принимать решения, бесконфликтно коммуницировать с экипажем и пассажирами, нести ответственность за принятое решение, а также иметь твердый характер. 

К слову, очень часто капитана арендованной яхты именуют шкипером. По сути же шкипер и капитан на гражданских судах по функционалу практически не отличаются. Если говорить о военных судах, то там да – у шкипера и капитана совершенно разные обязанности. Если же пытаться разделить эти понятия, то капитан отвечает за судно в целом, а шкипер – за корабельное имущество. 

Да, про штурмана мы не забыли. Просто в условиях стандартного путешествия маршрутами, курсами и картами занимается капитан или шкипер, и только если очень хочется или если предстоит сложное путешествие на эту должность берут специального человека.

Следующий член экипажа – матрос. Матросы – это те самые люди, что драят палубу, но это далеко не единственная их обязанность, они отвечают за исправность яхты, за ее чистоту, а также помогают капитану. Отличительными чертами этих членов экипажа всегда будут дисциплинированность, смелость, исполнительность, готовность учиться. Кстати, в зависимости от размеров яхты, матрос может быть один, а может и несколько. Говорят, что отличные матросы однажды превращаются в капитанов, но это не точно. 

Стюард (стюардесса) – не совсем член экипажа, в большей степени, это все же обслуживающий персонал. В функционал включается как раз приведение в порядок внутренних помещений яхты, а также комфорт пассажиров. 

Мы назвали основные роли в экипаже судна, но стоит оговориться еще раз, что три человека – не предел численности экипажа. В большом и сложном путешествии в экипаже обязан быть помощник капитана, а иногда и не один. В длительном путешествии, когда на борту немало пассажиров, не обойтись без повара или, как его называют на судне, кока. К необязательным, но весьма желательным членам экипажа можно отнести и инженера или механика – при минимальной численности экипажа функционал механика выполняет матрос. Также абсолютно не лишним членом экипажа будет и врач, например. 

На самом деле, можно практически до бесконечности перечислять экипажные роли, ведь яхта на время путешествия, становится вашим маленьким, но целым миром.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *