Экипаж – слово емкое, конечно, но кто точно знает, сколько человек в него входит? Кто именно должен в нем быть обязательно, а без кого и обойтись можно? Вопросов много. Попробуем последовательно ответить на все.
Начнем с простого – сколько человек должно быть в экипаже яхты? Однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Да-да, именно так, в зависимости от типа яхты, от длительности путешествия, даже от назначения маршрута варьируется количество членов экипажа. Все мы не раз слышали об одиночных кругосветных путешествиях, то есть минимальное количество членов экипажа – один. Максимальное же число членов экипажа, пожалуй, можно обнаружить на какой-нибудь суперъяхте, отправившейся в коммерческий круиз.
Если брать наиболее распространенный вариант экипажа, то это капитан и матрос. Если мы рассматриваем вариант аренды яхты, то прибавится еще стюард. К слову, если речь не идет о круизном лайнере, то понятие “пассажир” в парусных путешествиях неактуально. Каждый, кто находится на борту, обременен своим набором обязанностей, таков закон моря.
Самый главный человек на судне – капитан. Даже если вы платите ему деньги, слушаться его вы обязаны, это просто-напросто в ваших же интересах. Капитан несет ответственность буквально за все и всех – за яхту, за порядок на борту, за экипаж, за пассажиров. Поэтому капитаном может стать далеко не любой человек. Помимо профессиональных качеств, глава судна должен обладать определенными личными качествами – умением принимать решения, бесконфликтно коммуницировать с экипажем и пассажирами, нести ответственность за принятое решение, а также иметь твердый характер.
К слову, очень часто капитана арендованной яхты именуют шкипером. По сути же шкипер и капитан на гражданских судах по функционалу практически не отличаются. Если говорить о военных судах, то там да – у шкипера и капитана совершенно разные обязанности. Если же пытаться разделить эти понятия, то капитан отвечает за судно в целом, а шкипер – за корабельное имущество.
Да, про штурмана мы не забыли. Просто в условиях стандартного путешествия маршрутами, курсами и картами занимается капитан или шкипер, и только если очень хочется или если предстоит сложное путешествие на эту должность берут специального человека.
Следующий член экипажа – матрос. Матросы – это те самые люди, что драят палубу, но это далеко не единственная их обязанность, они отвечают за исправность яхты, за ее чистоту, а также помогают капитану. Отличительными чертами этих членов экипажа всегда будут дисциплинированность, смелость, исполнительность, готовность учиться. Кстати, в зависимости от размеров яхты, матрос может быть один, а может и несколько. Говорят, что отличные матросы однажды превращаются в капитанов, но это не точно.
Стюард (стюардесса) – не совсем член экипажа, в большей степени, это все же обслуживающий персонал. В функционал включается как раз приведение в порядок внутренних помещений яхты, а также комфорт пассажиров.
Мы назвали основные роли в экипаже судна, но стоит оговориться еще раз, что три человека – не предел численности экипажа. В большом и сложном путешествии в экипаже обязан быть помощник капитана, а иногда и не один. В длительном путешествии, когда на борту немало пассажиров, не обойтись без повара или, как его называют на судне, кока. К необязательным, но весьма желательным членам экипажа можно отнести и инженера или механика – при минимальной численности экипажа функционал механика выполняет матрос. Также абсолютно не лишним членом экипажа будет и врач, например.
На самом деле, можно практически до бесконечности перечислять экипажные роли, ведь яхта на время путешествия, становится вашим маленьким, но целым миром.