Бербоут-чартер – это особый тип договора фрахтования, по которому владелец судна сдает его в аренду без экипажа и снаряжения. С английского bareboat так и переводится – «пустая» или «голая» лодка.
Обычно корабли без команды арендуют в целях торгового мореплавания, перевозок грузов, пассажиров. Для судовладельцев это один из наиболее популярных способов получения прибыли от судов, тем более что в отличие от других договорных форм, бербоут-чартер жестко регулируется КТМ – Кодексом торгового мореплавания.
Зачем нужен бербоут-чартер
Фрахтование «пустого» корабля – распространенная форма аренды торговыми и коммерческими организациями, которым удобнее держать собственный экипаж, чем брать команду на время вместе с судном. Даже если у фрахтователя нет своего экипажа, по условиям договора bareboat charter для нанятых третьих лиц непосредственным начальником будет именно наниматель, а не фактический владелец судна.
Договор bareboat charter временно передает все права по эксплуатации и снаряжению судна фрахтователю, одновременно возлагая на него большую ответственность. В период аренды фактический судовладелец не может влиять на навигационные, технические и административные решения фрахтователя, зато получает арендную плату без вложений в содержание и обслуживание корабля.
Таким образом, возможность сделать по-своему – главное, что отличает бербоут-чартер от другой популярной формы договора, тайм-чартера. В последнем случае судно сдают в аренду вместе с полной корабельной командой. Команда при тайм-чартере исполняет указания фрахтователя, в первую очередь она несет ответственность перед своим прямым начальством – судовладельцем. Хотя такая форма аренды эффективна для многих типов коммерческих заказов, она неудобна для крупных торговцев, которые не смогут переучить команду под себя или получить высшую форму авторитета на время аренды судна.
Что входит в договор бербоут-чартера
Нормы договора bareboat-charter близки в большинстве стран мира, различаются лишь формулировки. В России такой договор определяет статья 213 Кодекса торгового мореплавания РФ. Соглашение включает:
- сведения о классе и флаге судна,
- эксплуатационные характеристики,
- причина заключения договора фрахтования – цель эксплуатации,
- регион плавания,
- сумма арендной платы – фрахты,
- срок действия аренды.
Также в договор включают пени и штрафы в случае нарушения соглашения любой из сторон, включая действия арендодателя в случае неуплаты фрахта и невозвращения судна в оговоренные сроки.
Обязанности судовладельца
Судовладелец обременен минимальной ответственностью при заключении договора бербоут-чартера, так как после передачи судна временным «владельцем» становится фрахтователь. Тем не менее, реальный владелец все же несет прямую ответственность за соблюдение своей части соглашения, а именно:
- Предоставить судно в «мореходном» состоянии. Это означает, что корабль должен быть пригоден для выполнения задач, прописанных в договоре – перевозке пассажиров, грузов и т.д. В обязательном порядке проверяется и фиксируется состояние двигателя и мореходного оборудования, корпус инспектируется на целостность.
- Выявить скрытые недостатки и своевременно устранить их. Скрытыми считаются неисправности, которые нельзя выявить при поверхностном осмотре. Если судно отправляется в плавание по договору фрахтования, и в процессе эксплуатации происходит аварийная ситуация из-за скрытых неисправностей, судовладелец несет полную материальную ответственность перед фрахтователем, и помимо компенсации, выплачивает фиксированный штраф.
- Ликвидировать ущерб природным ресурсам. В случае аварии и загрязнения природного объекта при транспортировке вредных веществ ответственность по регуляции последствий экологической катастрофы или денежном возмещении ущерба возлагается на фактического владельца судна.
Если договор бербоут-чартера включает условие выкупа, после покупки бывший владелец все еще несет ответственность за изъяны корабля, обнаруженные после заключения сделки.
Обязанности арендатора
Хотя фрахтователь становится временным владельцем судна, он не имеет права принимать решения, которые могут навредить кораблю, а в случае аварийной ситуации он обязан восстановить судно до окончания сроков договора аренды.
Область ответственности фрахтователя может незначительно меняться в зависимости от типа торговой деятельности и соглашения обеих сторон. Обычный договор бербоут-чартера требует от арендатора:
- Своевременно выплачивать фрахту – обычно хотя бы за месяц вперед.
- Сохранять рабочие характеристики судна. Корабль должен оставаться в мореходном состоянии, для чего проводятся регулярные проверки, техническое обслуживание и т.д.
- Придерживаться условий договора по эксплуатации судна. Фрахтователь не может произвольно менять цели аренды или регион плавания. Любые такие изменения требуют пересмотра договора, причем арендодатель имеет право поднять фрахту или отказать в перезаключении договора без объяснения причин.
- Полностью покрывать расходы на оплату услуг и содержание экипажа, своевременно уплачивать региональные торговые сборы.
- Полностью оплачивать страховые расходы на период эксплуатации судна, если договор этого требует. Некоторые судовладельцы сдают корабли уже со страховкой за небольшую надбавку к фрахте, но такие условия доступны не для всех видов торговой деятельности.
- Обеспечить комплектацию команды судна. Это может быть как полностью новый экипаж, так и команда со стороны судовладельца. В обоих случаях на весь арендный срок команда, включая капитана, будет полностью подчинена арендатору.
- Возместить ущерб в случае аварийных ситуаций и нести другие формы ответственности перед третьими лицами. Исключение – экологические катастрофы, загрязнение природных объектов.
За естественный износ конструкции, соответствующий установленным нормам для судна, фрахтователь ответственности не несет. Таким образом, чинить приходится только срочные поломки – причем в ряде случаев расходы оказываются в зоне ответственности судовладельца. Это сокращает расходы на техобслуживание и делает бербоут-чартер выгодной формой договора для торговых и транспортных компаний.