«Поднять якорь», «отдать якорь» — без этих команд не обходится ни одно путешествие, даже ни одна самая коротенькая прогулка. Предлагаем вместе разобраться, зачем вообще яхте нужен якорь, какие они бывают и как используются.
На заметку начинающим судоводам – якорь относится к обязательным элементам оснащения судна и даже внесен в специальный табель. Ключевая задача якоря, пожалуй, интуитивно понятна всем – не допустить движения судна в пространстве, когда оно должно оставаться на месте. И особой роли не играет нужно зафиксировать положение судна где-то у берега или в открытом море.
При выборе якоря руководствоваться нужно не русским «авось», а советами знающих специалистов или собственным опытом, потому что якорь должен выполнять свою важнейшую функцию и не создавать проблем команде в процессе эксплуатации. Якорь должен быстро и удобно как фиксировать судно, так и возвращать ему свободу передвижения, в частности, у якоря должен быть достаточной длины канат, чтобы глубина не смогла помешать фиксированию судна в одной точке пространства. Экипаж, да и вы сами оцените тот якорь, который в поднятом положении никому не мешает.
Возвращаясь к функциональной нагрузке якоря, отметим, что специалисты выделяют 4 основных назначения якоря: становый, вспомогательный, мертвый и плавучий.
Начнем с конца – плавучие якоря призваны не дать стихии развернуть судно бортом к волне. Мертвые якоря закрепляют на месте различные плавучие объекты – маячки, например, или буйки. Становые и вспомогательные, как понятно из названий, дополняют друг друга. Становый якорь обычно расположен в носовой части судна, тогда как вспомогательные размещаются на корме. Становой якорь несет на себе основную нагрузку по удержанию судна на одном месте, а вот вспомогательный якорь противостоит попыткам судна развернуться вокруг станового якоря. Не стоит недооценивать значимость вспомогательного якоря – представьте себе ситуацию, ночная стоянка, спущен становый якорь, а коварные течения, пользуясь темнотой и отсутствием визуальных ориентиров, разворачивают судно. В итоге к вечеру экипаж получает огромный сюрприз – вместо продолжения путешествия судно вернулось домой.
Рассказывая про якорь и его функции, совсем забыли упомянуть о том, что же он собственно из себя представляет. Сразу оговоримся, что вариаций внешнего вида и конструкций якоря великое множество, мы сейчас говорим про усредненный вариант. Итак, основная часть конструкции носит название «веретено». В верхней точке веретена располагается «рым» — кольцо для крепления якоря к цепи или канату. С противоположной стороны от рыма якорь раздваивается, на каждом из концов есть лапа – небольшое расширение. Под рымом расположен шток – перекладина, которая перпендикулярна по отношению к плоскости раздвоения якоря. Каждая из этих частей может быть, как цельнолитой, так и разборной.
Назовем основные виды якорей, которые наиболее часто используются на яхтах – адмиралтейские (названы так потому, что были утверждены Адмиралтейством Британии в XIX веке), плуги (если вы когда-нибудь видели плуг, которым раньше вспахивали землю, вы оцените сходство конструкции), кошки (якорь-кошка распространен не только в судоходном деле — кошка, привязанная к веревке, позволяет закрепить всю конструкцию на ребре забора, например), есть категория якорей, которые гордо носят имена и фамилии своих создателей – якорь Матросова, якорь Дэнфорта, якорь Брюса, якорь Байерса.
Если говорить об оснащении судна якорями, то однозначного ответа на вопрос какой лучше – нет. Каждый якорь хорош и плох по-своему. Поэтому выбор должен быть продуманным и обоснованным. И да, тяжесть якоря далеко не всегда равнозначна его эффективности. Кстати, в зависимости от параметров судна, на его борту может быть целый арсенал якорей различных видов.