Неважно, есть у вас яхта или вы только собираетесь купить ее. Каждый уважающий себя яхтсмен должен разбираться в типах и классификациях, чтобы держать планку в глазах опытных членов сообщества. Читайте, чтобы узнать основные типы и классификаций и использовать их при нужном случае.
Классификация моторных яхт: какая модель переживет ветер в 8 баллов?
Начнем с моторных. По европейским стандартам классификации моторные яхты делятся на 4 класса от A до D. Распределяются они по тому, насколько плохие погодные условия они могут выдержать по шкале Бофорта.
Обратите внимание! Шкала Бофорта — классификация, принятая метеорологической службой. Она соотносит силу ветра с разрушениями с возможными разрушениями от него.
Класс A (океанские яхты) | Класс B (морские яхты) | Класс С (прибрежные) | Класс D (мини-яхты) |
К классу А относятся самые прочные и мощные модели, способные преодолевать ветер силой от 17 до 20 метров в секунду.Такой ветер ломает сучья деревьев. Чуть сильнее, и крыши зданий начинают разрушаться. Кроме того, они выдерживают волны высотой более 4 метров. Это соотносимо с высотой небольшого частного дома. | Технически, моторов морских яхт хватает для преодоления той же силы ветра, что и в случае с яхтой класса А.Единственное отличие заключается в максимальной высоте волны. Если яхта B попадет под волну высотой 4 метра или более, повреждений не избежать.Напомним, что средняя высота волны при таком шторме составляет 5.5 метров. | Яхты класса C не предназначены для тяжелых условий. Их используют для передвижения по дельтам рек или, например, по крупным каналам.Выходить на воду можно при скорости ветра до 13,8 метров в секунду. 6 баллов по шкале Бофорта.Максимальная высота волн для прибрежных яхт — 2 метра. Сопоставимо с человеческим ростом. | К классу D относятся не только маленькие яхты — он включает в себя еще и катеры.Такие модели используются на закрытых водоемах, которые защищены от больших волнений. Например, на озерах или каналах.Рекомендуемая высота волн — не более 0.5 метра. Рекомендуемая скорость ветра — не более 7,9 метров в секунду. Отличаются малым запасом автономности. |
Обратите внимание! Технически, выйти в открытое море можно даже на яхте D класса. Все зависит от ожидаемых погодных условий и продолжительности плавания.
Парусники: спортивные и крейсерские яхты
С парусными и моторно-парусными яхтами все сложнее. Их разделяют по количеству парусов, строению, остойчивости, площади паруса и другим параметрам. Начнем с самого значимого разделения на спортивные и крейсерские.
Спортивные яхты | Крейсерские яхты |
Как следует из названия, предназначены для гоночных соревнований. Они не имеют излишеств и развлекательной зоны. Все направлено на фукнциональность: размещение экипажа, удобство управления, десятки настроек регулирования паруса и т.д.Отличительная особенность спортивных яхт — их облегченная конструкция. Она хорошо влияет на скорость, но плохо влияет на прочность судна. На классификациях спортивных яхт мы потом остановимся детальнее. | Крейсерские яхты, как правило, предназначены для поездок на большие расстояния. Отличаются прочным корпусом и повышенной грузоподъемностью. Грузоподъемность нужна для хранения провизии и пресной воды для экипажа и пассажиров.Главный атрибут крейсерской (круизной яхты) — наличие одной или нескольких кают. Такой роскоши вы не встретите ни на одной спортивной модели.Кроме того, крейсерские яхты оборудуются надежным навигационным оборудованием и средствами радиосвязи. |
Обратите внимание! Кроме этих двух типов существуют своеобразные гибриды — крейсерско-гоночные яхты. Они не годятся для соревнований и не могут выходить на воду при сложных погодных условиях, но объединяют в себе лучшие черты этих типов.
Отличаем парусные яхты по надежности:
По удалению от берега выделяют прогулочные, прибрежные и круизные яхты. С остойчивостью (механизмом для сопротивления опрокидыванию) все немного сложнее:
- Швертбот. Эти яхты не имеют балласта, который придавал бы судну дополнительную осадку и устойчивость. Зато они отличаются повышенной шириной корпуса и оборудуются специальным подводным крылом. Такое крыло называется «шверт». В случае необходимости оно поднимается, давая судну возможность ходить по мелководью без опаски застрять на нем.
- Килевая яхта. Называется так за счет наличия киля — чугунного или свинцового балласта на плавнике судна. Он обеспечивает низкий центр тяжести и увеличивает шансы избежать опрокидывания. Такую яхту сложно перевернуть. Если ее паруса и лягут на воду, то скоро поднимутся в изначальное положение.
- Компромиссные яхты. В них шверт не слишком легкий и не слишком тяжелый. Он обладает достаточным весом, чтобы выполнять функцию киля, и в то же время может быть поднят на мелководье. Например, при подходе к пирсу. Усилий для этого нужно приложить намного больше, чем в случае со швертботом.
Учтите, что швертботы плохо выдерживают сильный ветер. Для сохранения баланса на такой яхте капитану иногда приходится перемещать экипаж. Буквально говорить: «Встань вон с той стороны, а то мы перевернемся». Их покупают для спортивных, туристических и прогулочных целей. Не для круизов.
А и B класс: два типа гоночных яхт
В спортивном яхтинге классификация имеет большее значение. Т.к. результаты сильно зависят от модели судна, классификацию используют для сравнения достижений яхтсмена. Вас не допустят к соревнованию, если яхта не соответствует установленным параметрам длины, ширины, осадке, высоте надводного борта и водоизмещению.
Несмотря на обширность параметров, международный стандарт делит спортивные яхты на две группы: А (современные модели с техническим оснащением) и B (олдскул яхты, спроектированные 20 и более лет назад).
Понравилась статья? Поделитесь информацией с друзьями. Оставайтесь с нами, чтобы узнавать новое о яхтах и яхтенном спорте.