Мыс Горн: почему именно он — полюс яхтсменов

Слова «обогнуть мыс Горн» для опытных морских путешественников имеют особый вес. Это одна из знаковых точек кругосветного маршрута на лодке любых габаритов. Южный полюс яхтсменов воспевается в книгах и стихах, его проходили поколения мореплавателей, и даже маяк на мысе имеет легендарное значение. Что же делает мыс Горн таким притягательным, и почему именно он считается полюсом яхтсменов?

Расположение и географическое значение

Мыс Горн – крайняя южная точка архипелага Огненная Земля, располагающегося в территориальных водах Чили. Он завершает остров Горн, берега которого омывают воды пролива Дрейка – знакового для яхтсменов перешейка, отделяющего континент Южной Америки от ледяной Антарктиды. На северо-восточном склоне мыса растет самое южное дерево в мире – Магелланов бук, обнаруженный группой исследователей в 2020 году.

На небольшом острове немного построек, и все они примечательны тем, что поставлены для нужд мореплавателей. Маяк, указывающий путь, – это единственный жилой дом и хозяйственная пристройка к нему. Помимо этого, на вересковых пустошах острова стоит лишь небольшая часовенка и мемориал, хранящий память о моряках, отдавших жизни в сражениях с ветрами в попытке обогнуть Горн. Суровые бури не пощадили даже памятник: массивную скульптуру снесло ветром в 2014 году. К настоящему моменту она восстановлена, и гостей мыса встречает внушительный ромбовидный монумент с прорезью в форме силуэта альбатроса – извечного символа моряков, потерявших души в морских водах.

Мыс Горн с географической точки зрения нельзя назвать наиболее южной точкой Южной Америки – это звание носят острова Диего-Рамирес. Однако он имеет важное значение для мореплавателей, так как отмечает место слияния Тихого океана с Атлантическим, равно как и северную границу пролива Дрейка, пройти которую – честь для каждого опытного яхтсмена.

Жестокий и опасный мыс Горн

Начинающим мореплавателям не рекомендуется планировать кругосветку в первые же месяцы, и мыс Горн – одна из причин. Это сложный участок, который не прощает ошибок: несмотря на меры, принятые чилийской секцией Братства капитанов и международным сообществом мореплавателей, в проливе Дрейка всё ещё происходят кораблекрушения.

Яростные штормы – главная опасность, которая подстерегает яхтсменов, задумавших обогнуть Горн. Вероятно, из-за этого, несмотря на относительно удобное расположение перешейка для широких судов, неспособных преодолеть узкий Панамский канал, современные водные торговые маршруты игнорируют роковой мыс, оставляя проход Дрейка романтикам.

Небольшие пассажирские суда, ходящие по курсу между Антарктическим полуостровом и портом Ушуая, могут огибать мыс, если время и погода благоволят путешествию. Но лишний раз курсовые суда не рискуют: не зря проход вокруг мыса Горн считается одним из наиболее опасных маршрутов для морских путешествий.

Ревущие потоки ветра с запада на восток заставляют корабли держаться южных широт и не опускаться ниже 40° южной широты, однако для обхода мыса мореплавателю придется сознательно сделать выбор в пользу бури и продвигаться на юг до 56° южной широты. Ветра сороковой широты моряки называют не иначе, как «ревущие сороковые», за которыми следуют «неистовые пятидесятые». Нетрудно представить, что ожидает мореплавателей в проливе Дрейка. Горные цепи Анд и Антарктический полуостров образуют эффект воронки, заставляющий порывы ветра собираться в относительно узком перешейке.

Силы ветра порождают так называемые волны-убийцы, нарастающие с востока на запад и достигающие 30 метров в высоту. Даже в восточной части эти волны создают рисковые условия для небольших судов, тогда как западная сторона долгое время считалась самоубийственным маршрутом. Возможности современных парусных яхт позволяют добиться намного большей стабильности на трудных участках, в том числе – при обходе мыса по направлению против ветра, однако от моряка требуется не только опыт, но и безупречная выдержка.

Как будто этих опасностей мало, но неосторожных мореплавателей подстерегают айсберги. Даже в феврале, когда в Южном полушарии лето и границы айсбергов сдвигаются максимально вниз, к Антарктиде, крайняя точка мыса находится значительно ниже широт, граничащих с айсбергами. Гигантские ледяные скопления – одна из основных причин гибели моряков в прошлом и современных кораблекрушений у мыса.

Значение мыса Горн для яхтсменов

Морской южный полюс не участвует в современном движении судов и не входит в постоянные маршруты, но остается притягательной точкой для амбициозных мореплавателей и туристов.

В этих водах постоянно кружат круизные лайнеры, предлагающие экзотические путешествия из одного океана в другой. Прохождение мыса Горн – ключевая точка такой морской прогулки: гостей лайнера могут даже торжественно посвящать в опытные мореходы по завершении заплыва. Конечно, с реальной опасностью круизные лайнеры не сталкиваются: из-за значительных габаритов и общей устойчивости они куда лучше справляются со штормовыми ветрами, способными перевернуть небольшое судно или разбить яхту в щепки.

Если не считать экскурсионные ходки круизных лайнеров, яхтсмены – единственные, кто создает подобие регулярного движения вокруг мыса Горн в наше время. Несмотря на опасность перехода для малых судов, владельцы парусных яхт ежегодно преодолевают сложнейший перешеек: как часть кругосветного плавания или в соревновательных целях, в составе команды на несколько человек или в одиночку.

Мореплаватели, которые чтут старинные традиции, после обхода мыса Горн выкуривают сигары и плескают немного алкоголя в океан – как бы в благодарность морскому богу Нептуну за безопасный переход. В прежние времена моряк, прошедший злополучный мыс, получал бы право носить в ухе золотую серьгу-кольцо – универсальный символ морской храбрости. Сегодня этому правилу следует немногие, но и без серьги сам факт прохождения мыса многое расскажет о вашем опыте и душевных качествах любому, кто хотя бы немного знаком с морскими путешествиями.

live_D-rjAyjJ7wrqLihrkRg5Zl525oS4B02_wPRzZZ0jisM