Начали читать обучающую литературу для яхтсменов, но не понимаете некоторых терминов? Мы собрали обозначения, которые обязательно пригодятся начинающему. Сохраните себе, чтобы не забыть.
Части яхты: базовые термины для яхтсменов
Вы уже должны знать, что яхта делится на три части: носовую часть, мидель и кормовую часть — перед, середина и зад соответственно. Левый и правый борт определяются так, как если бы вы стояли на кормовой части, глядя на нос корабля. По правую руку будет правый борт, по левую — левый. От Вашего фактического местоположения на данный момент определение левого и правого борта не меняются.
- Грот и стаксель: задний и передний парус относительно мачты яхты. На полном курсе в носовой части может устанавливаться третий дополнительный парус — он называется генакер.
- Спинакер: большой парус, который устанавливается вместе с стакселем или вместо него. Используется, когда корабль движется фордевинд — полным курсом по ветру.
- Ахтерштаг: такелажная снасть, идущая от кормы до вершины мачты. В современных моделях ахтерштаг оснащается регулятором натяжения. Это дает возможность менять профиль паруса.
- Шкот: веревка, предназначенная для изменения положения паруса, перемещения его влево или вправо. Если в разговоре Вы имеете в виду шкот какого-то конкретного паруса, поставьте название паруса перед термином. Например, «грота-шкот» или «стаксель-шкот»
- Брас: ровно то же самое, что и шкот, но для третьего дополнительного паруса — генакера.
- Фал: снасть, которая отвечает за подъем паруса по мачте и его паруса в поднятом состоянии. Если мы имеем в виду конкретный фал конкретного паруса, поступаем так же, как со шкотом — говорим «грота-фал» или «стаксель-фал».
В яхтинге на каждом шагу встречается термин «такелажные снасти». Не стоит спотыкаться об него. Фактически, это всего лишь веревки, канаты и тросы, закрепленные особенным способом.
Лайфхак! Если в термине есть приставка after, деталь расположена в кормовой части. Если есть приставка for, речь идет о носовой части яхты. Например, форштевень (самая передняя часть носа) и ахтерштаг.
Как называются предметы экипировки?
Большая часть предметов экипировки называется человеческим языком, но есть исключения. Давайте рассмотрим основные.
Спецодежда яхтсмена называется «непромоканец» или, в обиходе, «штормовка». Ее необязательно надевать в хороших погодных условиях, но она понадобится на больших волнах, во время ветреной и дождливой погоды. Обувь важна независимо от погодных условий. Опытные капитаны носят яхтенные топсайдеры — они не промокают, оборудуются прорезиненой подошвой и плотно сидят на ноге.
Обратите внимание! Яхтенные топсайдеры, в отличие от другой обуви, всегда имеют белую подошву. Они делаются такими, чтобы не оставлять темных следов на белой палубе.
Кроме штормовки и топсайдеров начинающему яхтсмену понадобится аквапак — герметичный водонепроницаемый чехол для техники.
Навигация по ветру: полезные морские термины и идиомы
Навигация в яхтинге — это больше, чем «поверни направо» или «поверни налево». Курс привязан к направлению ветра. Эти термины для яхтсменов понадобятся вам для его определения:
- Положение левентик: ситуация, при которой ветер дует точно спереди, и яхта не может двигаться.
- Фордевинд: ситуация, противоположная левентику. Ветер дует почти точно сзади, а судно идет полным ходом.
- Галфвинд: курс, при котором ветер дует сбоку, под углом 90 градусов.
- Бейдевинд: ветер дует под углом 40 градусов, а яхта будто лавирует на волнах — перемещается зигзагами.
- Левый и правый галс: курс судна относительно направления ветра. Так, яхта идет правым галсом, если ветер дует в ее правый борт. Также галсом называют отрезок зигзагообразного пути, когда судно идет при встречном ветре.
Сторона, в которую дует ветер, называется «наветренной». Если Вы хотите отдать команду закрепить шкоты так, чтобы парус поймал ветер с другой стороны, можно сказать «обестенить парус». Если Вы хотите остановить судно, можно использовать морской термин «лечь в дрейф».
Команды капитана: расшифровываем выражения
- Добрать, набить и выбить что-либо: грубо говоря, потянуть. Если Вас просят «набить грот», просто потяните веревку на себя. Травить, сбрасывать и ослаблять — антонимы этого выражения.
- Одерживать борт/нос/корму. Страховать часть яхты от столкновения с чем-либо. Выражение может означать буквально: «спустись в воду и придержи судно, чтоб не поцарапалось».
- Уваливаться и приводиться к ветру. «Уваливаться от ветра» значит повернуть руль таким образом, чтобы увернуться от направления движения ветра. «Приводиться к ветру» значит направить нос ближе к нему.
Сленговые выражения: как понять, о чем говорит старый яхтсмен?
Некоторые морские сленговые выражения перекочевали в яхтенный спорт. Вот некоторые из жаргонизмов, которые важно знать начинающему яхтсмену для общения с опытными людьми:
- «Привязаться к стенке» или просто «привязаться» — пришвартоваться к причалу;
- «конец» — любой такелажный трос, который сделан не из металла;
- «вымочить якорь» — долго стоять на якоре или долго стоять без движения;
- «прокатиться на качелях» — попасть на большие волны, попасть в качку.
Теперь Вы знаете, о чем и как говорят яхтсмены. Оставайтесь с нами, чтобы узнавать больше интересной информации о яхтах и яхтенном спорте.