Знакомьтесь, яхта: типовое обустройство

Знакомство с яхтами и яхтенным спортом начинается с изучения частей яхты. И если слова «борт», «палуба» и «нос» не вызывают вопросов даже у пассажира, то «кокпит» и «транец» приходится гуглить. Мы разберем типовое устройство яхты, чтобы понимать, о чем говорит инструктор. Готовы приблизиться к званию шкипера? Читайте, чтобы узнать больше.

Зоны яхты: учимся видеть разницу между каютой и каюткомпанией

Яхта состоит из релаксационных и технических зон. Полностью она делится на 6 частей: корпус, каюткомпания, каюты, камбуз, душевая зона, кокпит и транец. Подробнее о каждой:

  • Корпус. Все обустройство яхты, так или иначе, связывается корпусом. Он делится на борт, палубу, носовую и кормовую часть. Материалом может служить стеклопластик, дерево, сталь, алюминий или даже армоцемент. Последний представляет собой разновидность усиленного бетона, который также используется для строительства жилых домов. 
  • Каюткомпания. Говоря простым языком, гостиная или зона отдыха. Размещается под палубой. Содержит в себе не только место для пассажиров, шкипера и экипажа, но и множество ниш для хранения вещей. Также каюткомпания может объединяться с камбузом.
  • Камбуз. Место для приготовления еды. В дешевых яхтах либо нет камбуза, либо его обустройство очень скромное — все состоит из плиты с парой газовых конфорок. В премиальных яхтах встречаются камбузы с раковиной, разделочной поверхностью, шкафами для посуды и даже холодильником.
  • Гальюн и душевая зона. Как бы парадоксально это не звучало, туалет на яхте не называют туалетом. Это «гальюн». Он оснащен специальным насосом vacu flush, который выкачивает отходы в отдельный резервуар. Душевая кабина выглядит классическим образом. 
  • Кокпит. Зона управления судном. В нем есть один-два штурвала, навигационная система, лебедки для управления парусами и многое другое. Тут большую часть времени находится яхтенный шкипер. Кроме того, под кокпитом понимается все внутрикорпусное пространство яхты, если оно не разделено на каюты, камбузы и прочие зоны.

Обратите внимание! Транец — отдельная зона. Раньше на ней устанавливался мотор, но современные яхты используют ее в качестве купальной площадки. С нее можно удобно спускаться в воду. Последний тренд яхтинга — откидные транцы. Нажатием одной кнопки площадка становится частью корпуса.

Не все из этих зон обязаны быть на судне. Так, бывают яхты без кают, камбузов и душа. Простые модели для соревнований вообще имеют из всего этого благоустройства только корпус и парусное вооружение. Конечно, бывает и наоборот. Крейсерские яхты премиального класса оборудуются зоной отдыха, ресторанами, полноценными ванными комнатами с джакузи и другими удобствами.

Вторая сторона медали: техническое устройство яхты

Информация выше важна не столько для шкипера, сколько для пассажира судна. Настоящий яхтсмен должен знать об устройстве больше. Разберем на примере килевой крейсерской яхты:

Килевая крейсерская яхта состоит из корпуса, парусного вооружения, пера руля и плавника. Последний противодействует опрокидыванию за счет своего большого веса. Крейсерские яхты могут быть многокорпусными и даже напоминать своей формой большой катамаран.

Парусное вооружение яхты состоит из одного-двух или даже трех парусов. Они называются грот (задний парус), спинакер (большой гоночный парус), генакер (альтернатива спинакеру) и стаскель (треугольный парус для поддержки мачты). Кроме самих парусов, к парусному вооружению относят средства управления ними. Например, ванты и гик. Первое означает стальной (оцинкованный) трос для поддержки мачты, а второе — устройство для горизонтального распрямления нижней части косого паруса. 

Все тросы и снасти для управления парусной системой называются такелажем. Он делится на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж всегда находится в неподвижном зафиксированном состоянии (например, штаг), а бегучий применяется для управления ситуационно (например, фал).

Обратите внимание! Кроме парусов и такелажа, к парусной системе причисляют рангоут. Возможно, вы видели большие туристические корабли, где паруса размещаются на деревянных балках. Так вот, деревянные балки — часть рангоута. Они могут быть и металлическими, это не критично.

С устройством моторной яхты все намного проще. Вместо всех снастей для управления парусами у нас имеется моторный отсек, аккумуляторный отсек, топливный танк и аварийный привод руля. Подробнее останавливаться не будем — назначение всех этих частей понятны даже из их названий.

Подведем итоги

Типовое обустройство современной яхты состоит из корпуса, парусного вооружения (мотора), кают, камбуза, кокпита, гальюна с душевой зоной, каюткомпании и, иногда, откидного транца. Конечно, яхта может обойтись и без этого. Необходимый минимум — корпус и парусное вооружение. Корпус состоит из палубы, бортов, носовой и кормовой части.

Чтобы управлять яхтой, не нужно знать название каждого болтика в ней. Любая снасть имеет сложное обозначение, а среди экипажа даже проводятся состязания на то, кто больше частей судна назовет. В реальных условиях на любительской яхте любая часть судна называется просто «вон та штуковина».

Конечно, это не освобождает шкипера от изучения матчасти. Он должен разбираться в устройстве яхты глубже. Знать названия такелажного оборудования, парусов, частей корабля, навигационного оборудования и многого другого. Как минимум, это нужно для сдачи экзамена на права судоводителя.

Надеемся, эта информация оказалась полезной для вас. Делитесь своим мнением в комментариях и оставайтесь с нами, чтобы узнавать больше интересного из мира яхт и яхтенного спорта.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *