Основы речной и морской радиосвязи

Каждая современная яхта должна иметь УКВ-оборудование для радиосвязи. Вы можете использовать его для прогноза погоды или обмениваться сообщениями с другими судами, но главная задача — обеспечение безопасности. С его помощью вы можете послать сигнал бедствия в случае возникновения нештатной ситуации. Узнайте больше об основах речной и морской радиосвязи, чтобы чувствовать себя уверенно при каждом спуске на воду.

В чем разница между морской и речной радиосвязью?

Запомните главное: речную рацию нельзя использовать для морской радиосвязи, а морскую — для речной. Никто не запрещает вам попробовать — просто не получится. Главное отличие между ними заключается в частотном диапазоне. Речное оборудование для радиосвязи работает на частотах 300-337 МГц, а морское на 156.025-163.275 МГц. 

Этот диапазон разделяется на каналы. Каждый канал предназначен для определенной цели. Вы технически не сможете поймать сигнал нужного канала, если ваша техника для этого не приспособлена.

Распределение каналов и особенности радиосвязи

Весь частотный диапазон делится на международные каналы бедствия, каналы связи между отдельными судами, каналы связи типа судно-порт и судно-береговая радиостанция. Вы можете использовать каналы для проверки качества радиосвязи, если эта проверка занимает менее 10 секунд. Занимать важные каналы в течение длительного времени запрещается.

Некоторые каналы работают в симплексном режиме, другие — в дуплексном. Дуплексный режим работы означает, что частоты приема и передачи информации раздельные. Это делается для того, чтобы оба абонента могли одновременно говорить и слушать друг друга.

Важные каналы связи на море

16 канал

Этот канал специально предназначен для сигналов бедствия, срочности и безопасности. Он прослушивается всеми, занимать его надолго нельзя. Если в море случилось что-то непредвиденное, вы должны установить связь по 16 каналу, а потом предложить перейти на любой другой. Перед началом радиопередачи убедитесь, что канал свободен(!). Максимальное допустимое время занятия этого канала составляет 60 секунд.

6 и 13 каналы

Еще пара мест, где лучше не болтать попусту. Каналы 6 и 13 отвечают за безопасное расхождение судов в море. Вам они, скорее всего, не понадобятся. Зачем их знать? Чтобы не предложить перейти на, допустим, 6 канал связи прямиком с 16. 

70 канал

Если вы успели приобрести себе портативную рацию, то могли заметить красную кнопку на боковой части. Чтобы получить к ней доступ, как правило, нужно снять защиту. Эта кнопка при нажатии автоматически посылает цифровой сигнал бедствия. Использовать ее нужно в тех случаях, когда все совсем-совсем плохо, а возможности использовать канал 16 нет.

Обратите внимание! Если вы посылаете сигнал по каналу 70, ближайшие суда и диспетчеры распознают ваше судно, но не будут иметь ни малейшего представления о том, что случилось. Вообще.

Каналы 8, 72, 77, 10, 9, 73, 69, 15 и 17

Эти диапазоны используются для связи между судами. Если устройство для радиосвязи снабжено ЦИВ, что относится практически ко всей похожей технике, по этим каналам можно связаться даже с конкретной яхтой. Сравнить действие ЦИВ (цифрового избирательного вызова) можно с номером телефона или, что правильнее, пейджером. Также с помощью ЦИВ можно выйти на международную телефонную линию с помощью береговой станции. Некоторые предоставляют такой сервис.

Важные каналы для речной радиосвязи

Канал 5

Аналогичен каналу 16 в морской радиосвязи. Используется для сигналов срочности и бедствия. Кроме того, может применяться для согласования маневров и вызова судов. Вызвав судно по каналу 5, нужно перейти на каналы 25 или 43, которые используются для связи между отдельными яхтами. 

Канал 2

Прогноз погоды и прочее. Он используется сухопутными радиостанциями Службы речного флота России при передаче данных о метеорологической обстановке и путеводной информации на речных путях. Кроме того, канал используется подвижными радиостанциями всех форм собственности в тех же целях.

Канал 3

Используется для связи с диспетчером шлюзов. В границах шлюза или шлюзового участка бассейна все УКВ на судах должны быть переключены на этот канал. По нему ведутся только переговоры, касающиеся пропуска судов через шлюз и обеспечения безопасности плавания. Если к вам обратились по этому каналу, нужно уведомить диспетчера о получении сообщения и выполнить требование.

Каналы 25 и 43

Можно свободно использовать эти каналы, чтобы обмениваться сообщениями с другими яхтами. Они специально предназначены для эксплуатации судами, не входящими в систему подчинения Минтранса.

Помните, что в разных странах назначение каналов может отличаться. Неизменными остаются только международно принятые каналы для сигналов бедствия, безопасности и срочности.

Как получить лицензию на использование радиостанции?

Так как использование речных и морских каналов связи жестко регламентировано, недостаточно просто купить оборудование, чтобы начать законно им пользоваться. В случае с речной радиостанцией нужно получить разрешение у Роскомнадзора. Лицензию на морскую радиостанцию получить еще сложнее: кроме регистрации в Роскомнадзоре, нужно получить сертификат радиооператора.

Необходимые знания для получения сертификата радиооператора даются во многих яхтенных школах, в том числе и у нас — в “Морской Гавани”. Они включают практику работы со спасательным оборудованием, правила использования радиостанций УКВ, правила ведения радиосвязи при входе в порт и правила использования английского языка при радиосообщении. Да, радиосообщение на морских каналах связи проводится на английском языке.

Теперь вы знаете, как работает радиосвязь на морском и речном УКВ. Углубляйтесь в тему и готовьтесь к сдаче экзамена на сертификат радиооператора. Не пропускайте новые публикации нашего блога, чтобы сделать свои водные походы приятными и безопасными.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *