Основные морские термины для начинающих

Начали читать обучающую литературу для яхтсменов, но не понимаете некоторых терминов? Мы собрали обозначения, которые обязательно пригодятся начинающему. Сохраните себе, чтобы не забыть.

Части яхты: базовые термины для яхтсменов

Вы уже должны знать, что яхта делится на три части: носовую часть, мидель и кормовую часть — перед, середина и зад соответственно. Левый и правый борт определяются так, как если бы вы стояли на кормовой части, глядя на нос корабля. По правую руку будет правый борт, по левую — левый. От Вашего фактического местоположения на данный момент определение левого и правого борта не меняются.

  • Грот и стаксель: задний и передний парус относительно мачты яхты. На полном курсе в носовой части может устанавливаться третий дополнительный парус — он называется генакер.
  • Спинакер: большой парус, который устанавливается вместе с стакселем или вместо него. Используется, когда корабль движется фордевинд — полным курсом по ветру.
  • Ахтерштаг: такелажная снасть, идущая от кормы до вершины мачты. В современных моделях ахтерштаг оснащается регулятором натяжения. Это дает возможность менять профиль паруса.
  • Шкот: веревка, предназначенная для изменения положения паруса, перемещения его влево или вправо. Если в разговоре Вы имеете в виду шкот какого-то конкретного паруса, поставьте название паруса перед термином. Например, «грота-шкот» или «стаксель-шкот»
  • Брас: ровно то же самое, что и шкот, но для третьего дополнительного паруса — генакера.
  • Фал: снасть, которая отвечает за подъем паруса по мачте и его паруса в поднятом состоянии. Если мы имеем в виду конкретный фал конкретного паруса, поступаем так же, как со шкотом — говорим «грота-фал» или «стаксель-фал».

В яхтинге на каждом шагу встречается термин «такелажные снасти». Не стоит спотыкаться об него. Фактически, это всего лишь веревки, канаты и тросы, закрепленные особенным способом.

Лайфхак! Если в термине есть приставка after, деталь расположена в кормовой части. Если есть приставка for, речь идет о носовой части яхты. Например, форштевень (самая передняя часть носа) и ахтерштаг.

Как называются предметы экипировки?

Большая часть предметов экипировки называется человеческим языком, но есть исключения. Давайте рассмотрим основные.

Спецодежда яхтсмена называется «непромоканец» или, в обиходе, «штормовка». Ее необязательно надевать в хороших погодных условиях, но она понадобится на больших волнах, во время ветреной и дождливой погоды. Обувь важна независимо от погодных условий. Опытные капитаны носят яхтенные топсайдеры — они не промокают, оборудуются прорезиненой подошвой и плотно сидят на ноге.

Обратите внимание! Яхтенные топсайдеры, в отличие от другой обуви, всегда имеют белую подошву. Они делаются такими, чтобы не оставлять темных следов на белой палубе.

Кроме штормовки и топсайдеров начинающему яхтсмену понадобится аквапак — герметичный водонепроницаемый чехол для техники.

Навигация по ветру: полезные морские термины и идиомы

Навигация в яхтинге — это больше, чем «поверни направо» или «поверни налево». Курс привязан к направлению ветра. Эти термины для яхтсменов понадобятся вам для его определения:

  • Положение левентик: ситуация, при которой ветер дует точно спереди, и яхта не может двигаться.
  • Фордевинд: ситуация, противоположная левентику. Ветер дует почти точно сзади, а судно идет полным ходом.
  • Галфвинд: курс, при котором ветер дует сбоку, под углом 90 градусов.
  • Бейдевинд: ветер дует под углом 40 градусов, а яхта будто лавирует на волнах — перемещается зигзагами.
  • Левый и правый галс: курс судна относительно направления ветра. Так, яхта идет правым галсом, если ветер дует в ее правый борт. Также галсом называют отрезок зигзагообразного пути, когда судно идет при встречном ветре.

Сторона, в которую дует ветер, называется «наветренной». Если Вы хотите отдать команду закрепить шкоты так, чтобы парус поймал ветер с другой стороны, можно сказать «обестенить парус». Если Вы хотите остановить судно, можно использовать морской термин «лечь в дрейф».

Команды капитана: расшифровываем выражения

  • Добрать, набить и выбить что-либо: грубо говоря, потянуть. Если Вас просят «набить грот», просто потяните веревку на себя. Травить, сбрасывать и ослаблять — антонимы этого выражения.
  • Одерживать борт/нос/корму. Страховать часть яхты от столкновения с чем-либо. Выражение может означать буквально: «спустись в воду и придержи судно, чтоб не поцарапалось».
  • Уваливаться и приводиться к ветру. «Уваливаться от ветра» значит повернуть руль таким образом, чтобы увернуться от направления движения ветра. «Приводиться к ветру» значит направить нос ближе к нему.

Сленговые выражения: как понять, о чем говорит старый яхтсмен?

Некоторые морские сленговые выражения перекочевали в яхтенный спорт. Вот некоторые из жаргонизмов, которые важно знать начинающему яхтсмену для общения с опытными людьми:

  • «Привязаться к стенке» или просто «привязаться» — пришвартоваться к причалу;
  • «конец» — любой такелажный трос, который сделан не из металла;
  • «вымочить якорь» — долго стоять на якоре или долго стоять без движения;
  • «прокатиться на качелях» — попасть на большие волны, попасть в качку.

Теперь Вы знаете, о чем и как говорят яхтсмены. Оставайтесь с нами, чтобы узнавать больше интересной информации о яхтах и яхтенном спорте.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *