Морские флаги от появления до современности

Флаги в мореплавании используются как сигнальный язык, который позволяет с первого взгляда распознать государственную принадлежность судна, его миссию, капитанские ранги и другую ключевую информацию. Самые заметные морские флаги – государственные, их размещают на корме. Но существуют и другие виды флагов, активно используемых в море – от ранговых и должностных до гюйсов и сигнальных полотен, с помощью которых обеспечивается коммуникация.

Морской флаг прошел долгий путь от знака отличия до самостоятельной языковой единицы, заметно облегчающей маневрирование и информационное сообщение между кораблями в море. Хотя семафорная азбука и световая азбука Морзе обладают большими возможностями по донесению конкретных сообщений, флаги и сегодня остаются незаменимыми в условиях маневрирования в крупных водоемах, так как позволяют передавать и получать информацию мгновенно.

Как появились морские флаги

Первые флаги принадлежности появились не на суше, как можно было бы предположить. Историки связывают появление флага с необходимостью обозначать национальную принадлежность и другую информацию о владении кораблем на расстоянии. При этом ранние знаки отличия имели немного общего с современными флагами: это были крупные эмблемы, занимавшие значительное место на парусах.

Мировая тенденция использовать флаги в море как средство коммуникации обозначилась еще в XII-XIII веках. Помимо государства, они могли указывать на ранг капитана судна. В те времена не было явных отличий в вооружении между торговыми судами и кораблями военного назначения, поэтому род деятельности и степень вооружения флагами не передавали. Зато именно этот период породил государственные флаги и эмблемы, которые используются до сих пор: белый флаг Англии с красным крестом посередине, национальный флаг Шотландии – синий фон с белым крестом и т.д. Старейший из таких символов, сохраняющий актуальность и сегодня – флаг Дании с белым крестом на красном полотнище.

Одним из самых влиятельных дизайнов для морских флагов оказался Юнион Джек. Он был введен в начале XVll века королем Англии и представлял сочетание сигнальных обозначений Англии и Шотландии: белого и красного крестов на синем фоне. В первые двести лет существования Юнион Джек пережил множество вариаций. Он использовался как на торговых, так и на государственных судах, а количество цветных полос могло достигать одиннадцати. Узнаваемый облик Юнион Джек приобрел в начале XIX века, когда существующую эмблему дополнили символикой Святого Патрика, обозначающей присоединение Ирландии к союзу.

Россия использует в качестве знака отличия белый Андреевский флаг с синим крестом – один из старейших морских символов, действующих до сих пор. История флагов России в море ведет начало от Петра I, который самостоятельно разработал универсальный дизайн в 1699 году, взяв за основу орден Андрея Первозванного, введенного им же годом ранее.

Какие флаги используют в море сегодня?

Если раньше все корабли, принадлежащие к одному государству, могли ходить с одним флагом, то сегодня существует множество вариантов, уточняющих назначение судна и должность капитана. Их можно условно разделить на три категории:

  1. Гюйс. Носовой флаг, в большинстве случаев обозначающий принадлежность к военно-морскому флоту. Некоторые страны, включая Россию, расширяют предназначение гюйса за счет введения оригинальных вариантов эмблем для вспомогательных военных кораблей. В качестве гражданского гюйса большинство стран разрешают использовать государственный флаг, но некоторые государства, например, Великобритания и Швеция требуют альтернативных вариантов: англичане должны использовать специальный гюйс для гражданских британских судов, а шведы вывешивают региональные флаги. Также торговые, прогулочные и прочие коммерческие суда могут демонстрировать флаг с символикой компании вместо гюйса, если этому не противоречат судоходные правила страны, к которой относится судно.
  2. Военно-морской флаг. Основной знак государственной принадлежности для военных судов. Поднимается каждое утро в установленное время, подъем флага в праздничные дни или перед значимыми событиями может сопровождаться церемониями: вызовом команды корабля на верхнюю палубу, оркестром и т.д. Большинство стран мира имеют общий государственный и военный флаг, но около 40 государств, включая Россию, используют особый дизайн для обозначения вхождения кораблей в военно-морской флот.
  3. Должностной флаг. Используется для обозначения ранга и военной должности командующего кораблем. Если раньше такие флаги существенно отличались от страны к стране, то уже на начало XXI века большинство стран, в том числе Российская Федерация, привели вид должностных флагов в соответствие с международными требованиями.

Еще одна крупная категория – сигнальные флаги, которые используются в море в качестве своеобразного языка. В настоящее время корабли пользуются сигнальной системой, разработанной в середине XIX века; последний раз флаговый язык модифицировался в 1931 году комиссией из представителей восьми государств.

Основу сигнальной системы для кораблей составляют флаги с двойным обозначением. Они могут использоваться для составления слов латиницей – буквами английского алфавита, но почти каждый флаг, имеющий собственную букву, имеет смысл и по отдельности. Это может быть короткое послание – например, «да» или «нет», предупреждение об опасности впереди или просьба о помощи, или часть составного послания, как флаг буквы K (Kilo), который используется в связке с цифрами от 2 до 9 до обозначения желаемого способа связи.

Остальные сигнальные флаги либо не имеют дополнительного значения – как вымпелы для цифр или посланий «Счастливого пути» и «С возвращением» – либо имеют только вспомогательное значение и не могут использоваться сами по себе. Вспомогательные флаги полезны, если на судне есть только один комплект сигнальных вымпелов, так как позволяют повторить буквенный или цифровой флаг.

Несмотря на развитие технологий, сигнальные вымпелы все еще активно используются для сообщения между судами. Это быстрый и эффективный способ передать послание в море, в том числе и на больших расстояниях, поэтому каждый мореплаватель должен быть знаком с языком сигнальных флагов.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *