Что рисует воображение, когда мы слышим это слово? Наверное, крепкого, высокого, подтянутого, загоревшего почти до бронзы мужчину, держащегося за штурвал? Можно сказать, что этот образ, подаренный нам фильмами, очень близок к реальности.
Хотя бы в моменте силы и загара. Чтобы управлять судном, нужно приложить немало усилий и у опытных капитанов крепкие мышцы накачиваются сами собой. И, конечно же, загар — они много времени проводят на палубе под солнцем и их кожа неизбежно темнеет.
При этом только внешних данных мало. Яхтсмен это еще и набор личностных характеристик, и большой объем навыков. Он знает, как не запаниковать в шторм, что делать, когда ничего не понятно, как вытащить тонущего за бортом и многое другое.
Так кто же он?
Википедия говорит, что яхтсмен это человек, занимающийся парусным спортом, который ходит на яхте один или в составе команды. Да, так оно и есть, мы можем назвать яхтсменом подростка, который занимается при спортивной школе, и взрослого мужчину, который уже десятки лет ходит под парусами.
Яхтинг как спорт очень популярен сегодня и каждый год в России проводятся десятки соревнований, где команды из юных яхтсменов соревнуются в искусстве управления судном. Обычно в составе таких команд несколько рулевых и капитанов, каждый из них выполняет только им предназначенную роль, а вместе они действуют как единый, хорошо слаженный механизм.
На крейсерских яхтах тоже есть разделение. Например, на борту несколько яхтсменов, но один из них выполняет роль шкипера, другой роль штурмана. Первый капитан, а второй прокладывает курс и отмечает передвижения по карте. Обычно каждый делает то, в чем он более опытен и силен.
Это просто работа
В большинстве случаев яхтсмен это просто должность. То есть, человек годами учится, тренируется, потом устраивается на работу в какой-то компании и каждый день водит либо прогулочные суда, либо отправляется в более долгие путешествия.
С этой стороны никакого романтического флера нет. Есть график, обязанности, трудовая книжка, устав, начальник и задачи. Они так же как и мы устают, смотрят на часы в ожидании конца рабочего дня, мечтают об отпуске, где-то злятся на трудности или наоборот, воодушевляются, понимают, что не зря выбрали эту сферу и идут на службу с улыбкой.
Причем неважно, на каком судне работа. Есть небольшие прогулочные яхты в курортных городках, которые всего на несколько часов выходят в море. А есть огромные яхты, например, восьмиэтажный Octopus, изготовленный по заказу для того, чтобы, по словам владельца, “забраться в самые недоступные места мира”.
Но, даже таким монстром, размером с большой дом, тоже кто-то управляет. Просто не один яхтсмен, а целая команда, и не пару часов, а целые недели и месяцы.
Чем занимается яхтсмен?
Зависит от того, на каком он судне находится и в какой роли. Если это небольшая прогулочная яхта, то всем, чем нужно — прокладывает путь, поднимает паруса, держит штурвал, связывается по радиосвязи.
Если он на большом судне в роли капитана, например, то прокладывает путь, или наоборот, следит за тем, чтобы команда работала хорошо и никто не допускал ошибок. Яхтсмен-спортсмен — тренируется в своей роли для улучшения результата.
Как им стать?
Нет какой-то универсальной черты, после пересечения которой можно называть себя гордо “яхтсмен”. Чтобы превратиться из пешехода в капитана нужно просто встать за штурвал. А уж в каком качестве вы это сделаете — спортсмена, служащего или простого туриста, совсем неважно.
Даже если еще вчера получили права ГИМС, а сегодня арендовали яхту и в первый раз вышли в открытое море без опытного инструктора рядом, а руки немного трясутся и волнение не дает покоя — все равно можно смело называться яхтсменом.